В покоях Папы Римского святыня, но не казанская, а дивеевская
4 августа 2004 года

Вернейший список с Казанской иконы
В 1978 году в Америке протоиерей С.Н. Ляшевский составил вторую часть Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, что расположен в нескольких верстах от Саровской пустыни. Только в 1997 году Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь издал Летопись отдельной книгой. У Ляшевского был достойный предшественник - архимандрит Серафим (Чичагов), издавший в 1903 году в Санкт-Петербурге первую часть "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А.С. Мельгуновой".

Обе летописи примечательны не только тем, что в них подробно описана судьба многострадальной обители, но и поведана история храма, воздвигнутого в Дивееве во имя Казанской иконы Божией Матери. Престол был освящен здесь в 1772 году. Примерно в это же время, как свидетельствует Стефан Ляшевский, матушка Александра ездила в Казань и привезла из Богородицкого женского монастыря "вернейший список с чудотворной и явленной Казанской иконы Божией Матери".

Еще более ценно другое заключение С. Ляшевского: "Казанским дивеевским образом является почитаемая Казанская икона, находившаяся в Фатиме (Португалия), а ныне пребывающая в личных покоях Папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане".

Протоиерей Ляшевский основывает свое заключение на конкретных фактах. Стефан Николаевич вынужден был покинуть Россию в 1943 году, но до отъезда за границу бывал в Дивееве не раз. Он посещал Серафимо-Дивеевский монастырь и после его разорения в 1927 году, поддерживал тесную связь с его насельницами, посещал их в Муроме и других городах. Еще в бытность членом Таганрогского православного молодежного братства Ляшевский часто наведывался в Дивеево и пользовался доверием матушки-игуменьи Александры (Траковской). С 1936 по 1939 год Стефан Николаевич хлебнул лиха в сибирских лагерях. После возвращения из заточения он принял в Таганроге священнический сан, а во время войны вместе с матушкой покинул родину. Из Германии ему удалось перебраться в США, где он служил настоятелем приходов в Балтиморе и Флориде.

Стефан Ляшевский всегда считал дивеевский образ фамильной иконой матушки-первоначальницы монастыря Александры (Мельгуновой). Эта икона была передана ею в Казанскую церковь Дивеева после того, как она была перестроена из деревянной в каменную.

"Когда цветная фотография иконы, находящаяся теперь в Фатимском монастыре, попала мне в руки (1976 год. - Ю.Ф.), - пишет Стефан Ляшевский, - я сразу узнал ее по хорошо мне запомнившейся драгоценной ризе. Ошибки быть не могло" (Летопись, с. 286).

Последний раз он видел эту икону в Таганроге незадолго до отъезда за границу. Вот как сказано об этом в Летописи: "Когда разорялся Дивеев в 1927 году... эту Казанскую икону отдали иеромонаху Серафиму (Смыкову), который в это время был в Дивееве, после чего он ушел в полнейший затвор в г. Краснодаре, в котором пробыл до 1942 года. После его бегства за границу в 1943 г. он взял ее с собой и по дороге остановился у нас в Таганроге, где я видел ее и хорошо запомнил. Она была в золотой ризе и украшена 16-ю настоящими уральскими изумрудами (смарагдами), настоящим жемчугом и одним на груди синим сапфиром, в короне были бриллианты и один рубин. Рубины малые были еще и в 6 других местах иконы. В нимбе были еще 16 других прямоугольных изумрудов. И много других мелких камней. Вообще это была драгоценнейшая риза, так как имения матушки-первоначальницы были настолько огромны, что находились на территории трех губерний. Риза была поразительной красоты. Добравшись до Югославии, уже в сане архимандрита, о.Серафим был там, по приходе туда Красной Армии арестован, и икона была отобрана...".

Где находилась икона в послевоенные годы? На этот вопрос нет ответа даже у Наталии Николаевны Чугреевой, старшего научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, автора глубоких исследований по истории Казанской иконы Божией Матери. Что же касается досужих вымыслов о том, что икона "была похищена в 1918 году в результате довольно странного ограбления" и что "уже в 20-е годы ее видели на специализированных продажах, которые проводило большевистское государство", а "в 30-е годы икона оказывается за границей... и продается через Торгсин", то это придумка создателей фильма "Долгое странствие Казанской" с лихо закрученным мифологическим сюжетом.


Затянувшееся скитание
В Западной Европе дивеевская икона объявилась только после Второй мировой войны. Доподлинно известно, что в 1950 году ее приобрел для своей частной коллекции в замке Фарли на севере Англии Ф.-А. Митчелл-Хеджез. Он заказал экспертизу иконы специалисту по византийскому искусству из лондонского Музея Виктории и Альберта Кириллу Банту. Бант пришел к заключению, что это "та самая, явленная в Казани святыня, которой поклонялась вся Россия"... Такое заключение вполне устроило Ф. Митчелла, и уже с середины 50-х годов икона становится предметом купли-продажи.

Наталия Чугреева предполагает, что в 1955 или 1956 году (другие источники указывают на 1960 год. - Ю.Ф.) г-н Митчелл предложил приобрести икону видному иерарху и богослову Русской православной зарубежной церкви архиепископу Сан-Францисскому и Западноамериканскому Иоанну. С именем владыки Иоанна (в миру князя Шаховского) связано становление автокефальной православной церкви в Америке. Предлагалась икона за "божескую" цену в 92000 фунтов стерлингов, но собрать необходимую сумму не удалось.

После смерти Ф. Митчелла икона переходит по наследству к его дочери Анне Митчелл-Хеджез. Хроника затянувшихся торгов уплотняется: она противоречива, сурова и немилосердна. В 1962 году икона оказывается в Сан-Франциско и хранится в специальном помещении банка. Но наследники просят за нее уже 500000 долларов.

Иоанн договаривается с владелицей иконы о показе ее в православных храмах США. 8 декабря 1963 года икона выставляется для молебна в одном из бостонских православных храмов. Перед нею молятся более тысячи христиан. В 1964 году Казанский образ Божией Матери экспонируется на Всемирной выставке в Нью-Йорке, представляя Русскую православную церковь. Икона помещается в специальной часовне, и к ней стекаются тысячи верующих. Фотография иконы помещается в журнале "Америка", русское издание которого было доступно в те годы многим соотечественникам на прародине православной святыни. В Америке создается специальный комитет для сбора средств на постройку храма, в котором предполагалось поместить Заступницу земли русской. Но и эта идея оказалась мертворожденной. В 1965 году Анна Митчелл увозит икону в Англию и помещает ее в одном из банков.


Затворница католического монастыря
До конца 60-х годов Русская православная церковь за рубежом продолжала искать средства на приобретение дивеевской святыни.

Н.Чугреева, ссылаясь на одно из писем Иоанна утверждает, что наследники г-на Митчелла предлагали архиепископу для сбора денег подготовить сценарий для Голливуда, в котором была бы отражена история иконы, его собственная судьба и борьба за возвращение святыни. Было предложено также организовать поездку влиятельной группы католиков в Россию с экуменистической миссией, а затем вернуться с иконой обратно в Америку. Однако Иоанн эти предложения отклонил (см. "Мир Божий", 2001, № 1).

И тогда было принято компромиссное решение: поддержать проект католической миссионерской организации "Блу Арми" (Армии Девы Марии) и поместить икону в храме католического монастыря временно, до тех пор "пока не наступит подходящий момент для передачи ее Русской православной церкви, духовным достоянием которой она является".

Католическая организация "Блу Арми" официально признана Католической церковью. В настоящее время ее центр находится в Вашингтоне, а отделения располагаются в 120 странах мира.

В начале 1970 года директор Центра Католической русской церкви Святой Девы Марии Фатимы Карлос Патцелт выкупает икону у Анны Митчелл за 3 миллиона долларов и 21 июля 1970 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, передает ее в католический храм Фатимского монастыря.

Почему жребий пал на Фатиму? Дело в том, что "Блу Арми" была создана с целью проповеди Фатимских посланий, которые были поведаны Божией Матерью во время чудодейственного явления ее в Фатиме. В католическом мире широко распространена версия о том, как 13 мая 1917 года на окраине Фатимы трем детям-пастушкам - десятилетней Люсии, ее сестре Жасинте и брату Францишко - было видение Божией Матери, которое повторилось шесть раз 13 числа каждого месяца в присутствии огромного стечения верующих со всей Португалии и других стран Западной Европы. Богородица поведала детям тайны, которые впоследствии закрепились в памяти как "три секрета" Фатимы. Две "тайны" XX века были хорошо известны: одна из них касалась времени окончания Первой мировой войны (1918 г.). "Второй секрет" предсказывал Вторую мировую войну, для предотвращения которой Богоматерь призывала "...поручить судьбу России ее Пречистому Сердцу"...

"Третью тайну" передала иерархам церкви уже ставшая монахиней Фатимского монастыря бывшая пастушка Люсия Сантуш. О третьем секрете Фатимы знали всего два человека: сама Люсия (ее сестра и брат умерли от эпидемии в 1920 г. - Ю.Ф.) и Папа Римский Иоанн Павел II. Во время посещения Фатимы он встречался и долго беседовал с сестрой Лючией (Люсией), монахиней Кармелитского ордена, принимавшей, кстати, участие в разработке устава "Блу Арми". Третий секрет был оглашен впервые на богослужении во время очередного визита Папы Римского в Фатиму. На него собралось более 600 тысяч человек из всех стран мира.

После окончания службы госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Солано прилюдно о чем-то посоветовался с Папой и торжественно произнес: "Братья и сестры! Так называемый третий секрет Фатимы представляет собой пророческое видение... Представьте себе нескончаемый крестный ход. К кресту с огромным трудом пробирается иерарх в белых одеждах, а вокруг него высятся горы бездыханных тел, замученных священников и мирян. Но вот и этот епископ, словно подкошенный, падает на землю, сраженный выстрелом...".

Эта тайна была запечатана в конверте задолго до покушения на Иоанна Павла II, но он отнес на свой счет аллегорическое предвестие Богородицы. Позже Папа скажет: "Она спасла мне жизнь..."

26 февраля 1993 года православная святыня из Дивеевского монастыря, находившаяся почти четверть века в католическом храме Фатимы, была передана в Ватикан, где и хранится в настоящее время в покоях Папы Римского.

Напомним, что в октябре 2000 года Папой Римским был принят мэр Казани К. Исхаков. Он просил возвратить (? - Ю.Ф.) икону Богородицы в Казань к 1000-летию города. Но если экспертиза доказала, что ватиканская икона не имеет ничего общего с образом, явленным в 1579 году, то что же просим мы возвратить на "исконную родину"?

Дорогой оклад? Произведение искусства? Или некий образ, многими летами намоленный в католических храмах, который будет выставлен в одной из церквей Казани для поклонения православных?

Если дивеевский список с Казанской иконы Божией Матери с 1773 по 1927 год находился в Дивеевском монастыре и считался фамильной иконой матушки-первоначальницы Александры (Мельгуновой), то зачем же тысячелетней Казани брать грех на душу и отлучать православную святыню от Казанской церкви в Дивееве?

Юрий ФРОЛОВ, "Вечерняя Казань"